Одним из самых больших камней преткновения для сектантов, является Церковное Предание. Хотя для самих сектантов святые отцы, по их словам, ничего не значат, однако, от цитирования их они не отказываются, что можно встретить в их трудах, без ссылок на авторов.
Вот что говорит о Предании старец Силуан Афонский:
«Предание это вечное и неизменное пребывание Духа Святого в Церкви, - есть наиболее глубокая основа Ее бытия, и потому Предание объемлет собою жизнь Церкви настолько, что и Само Святое Писание является лишь одной из форм, Его частью. Святое Писание не глубже и не важнее Святого Предания, но одна из ее форм (составляющая). Форма эта является ценнейшей и удобной для пользования, но, изъятая из потока Святого Предания. Если Апостол Павел имел «Ум Христов», то тем более имеет ум Христов Святая Церковь, включающая в себя Павла. Не правильно думают те, которые, не признавая Предания Церкви, идут, как они думают к истокам Церкви. Не Святое Писание исток Церкви, а Предание. В течение нескольких десятилетий своей истории, Церковь не имела никаких Писаний и жила только Преданием, хранить которое призывает верующих в своих посланиях Апостол: «Итак, братья, стойте и держитесь предания, которым вы научены» (2Фес.2:15), «Хвалю вас, братья, что вы все мое помните и держитесь предания так, как я передал вам» (1Кор.11:3).
Сам же канон Нового Завета, который мы сейчас знаем, был составлен в самом конце 3 века, и это не является секретом. Евангелие от Луки, по словам самого автора, было написано им по преданию, которое Апостол «по тщательном исследовании всего сначала» получил от «очевидцев, служителей Слова». (Лук. 1:2-3). Удивительно, как такое простейшее, видимое объяснение ускользает от сектантов? Нет ничего удивительного. Сам я, будучи когда-то одним из них, не видел и не слышал ничего, что противоречило моим взглядам. Я был по слову Псалмопевца: «Как глухой аспид, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях» (57:5-6).
Проводимый тест, между протестантами и православными с вопросом: как звали дочь Иродиады, угодившей Ироду своим танцем, за что был обезглавлен Иоанн Креститель, что огорчает вышел не в пользу православных. Все протестанты ответили правильно, хотя нигде в Писании имя Соломия не упоминается.
Один из наиболее важных, в вопросе Предания, из древне-церковных письменных памятников написан западным святым, Викентием Лиринским, около 443 года, три года спустя после 3-го Вселенского собора, в иноческом уединении. Об этом творении всегда с великой похвалой отзывались как западные римско-католические и восточные православные богословы, но даже некоторые протестантские. Отмечалось при этом, что едва ли во всей христианской древности есть такое святоотеческое творение, которое более его заслуживало бы всяческих похвал. Это, как раз говорит о не предвзятости Православной Церкви, которую пытаются навязать Ей, говоря, что Она никого не хочет слушать, кроме Себя. Таким творением святого Викентия является труд на послание Апостола Павла к Тимофею, он пишет:
«Апостол говорит: «О, Тимофей, предание сохрани» (1Тим.6:20). (И спрашивает). Что такое предание? То, что тебе вверено, а не то что тобою изобретено, - то, что ты принял, а не то, что ты выдумал, - дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, - дело до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, ведомым\".
«О, Тимофей, предание сохрани» - то есть талант веры вселенской сбереги в целости и не поврежденности. Что тебе вверено, то и передавай. Ты получил золото; золото и отдавай. Не хочу, чтобы ты мне подкидывал, вместо одного другое. Не хочу, чтобы вместо золота, подставлял ты нагло свинец или обманно – медь; не хочу золота по виду, давай его натурой».
Поясню. В личном, частном порядке, когда дело касается самого себя, все понятно. Получив, к примеру, в наследство вещь, которая передается из рода в род и является семейной реликвией, допустим старинной вазой, никому не придет в голову, что-то в ней исправить; отбить ручки или выгравировать полюбившийся узор. Если же кто-то способен на такие «украшения», то вряд ли реликвия достанется ему. Такой член семьи будет признан нездоровым умом и ваза найдет достойного, умного, способного сберечь, такую дорогую для всего рода вещь.
Православная Церковь является тем достойным, и умным «членом семьи», которая одна хранит в неизменном виде то, что изначально составляет фундамент, на котором «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов (соборов) его» [Притч.9:1].
Рассуждая строго, Викентий Лиринский не пресекает инициативу в церковном служении, продолжая: «Учи тому, чему тебя научили, и, говоря ново, не скажи ничего нового!
Следовательно, скажет кто-то, в Церкви Христовой не должно быть никакому преуспеванию в усвоении религии? Оно должно быть, и при том – величайшее. Кто решиться отвергать это? Только преуспевание это должно быть действительно преуспеванием, а не переменой веры. Преуспевание состоит в том, когда тот или другой предмет усовершенствуется сам по себе; а перемена в том, когда что-нибудь перестает быть тем, что оно есть и превращается в другое.
Итак, пусть вырастет и в высшей степени преуспевает с течением лет и веков, понимание, разумение, мудрость, как одного человека, так и всей Церкви.
Но только в том же роде, то есть в одном и том же догмате, в одном и том же смысле, в одном и том же предмете понимания.
Религия, которая есть дело души, пусть уподобиться в этом отношении телу. С возрастом тело раскрывает и развивает свои члены; однако, они остаются теми же чем были.
Цветущая пора детства, зрелый возраст и старческий, очень различны между собой; однако, стариками делаются те же самые, которые прежде были детьми;
так что рост и наружность одного и того же человека изменяются; тем не менее, природа его неизменна, личность его остается та же.
Этому закону преуспевания должно следовать и догматическое учение христианской веры. Пусть оно с годами укрепляется, со временем расширяется, с веками возвышается, но остается не рушимым и не поврежденным, целым и совершенным во всех своих частях, во всех чувствах и членах своих.
Следовательно, без малейшей перемены, без всякой утраты в своем содержании, без всякого изменения своих определений.
Таким образом, следует, древние догматы небесной философии, с течением времени укреплять, обглаживать, очищать; но не следует их переменять, обсекать и уродовать.
Церковь Христова, заботливая и осторожная блюстительница вверенных Ей хранению догматов, никогда в них ничего не изменяет, не уменьшает, не прибавляет; - необходимого не отсекает, излишнего не прицепляет, своего не теряет, чужого не присваивает; но со всей рачительностью старается единственно в том, чтобы, рассуждая о древнем верно и мудро, если что в древности предначертано и основано, то довершать и отделывать, - если что пояснено уже и истолковано, то укреплять и подтверждать, если что подтверждено и определено, то хранить».
«Вот те руководительные начала», говорит епископ Сильвестер в своем труде: «Опыт Православного догматического богословия», «которые, по воззрению Викентия Лиринского, безусловно, необходимы при определении и доказательстве истин христианской веры для каждого православного богослова».
Эти начала, так ясно и вдохновенно высказанные святым Викентием, несомненно, выражавшие собою Вселенское сознание Церкви, вдохновляли и Святых Богоносных Отцов, участников, Вселенских соборов, и полагались ими в основание всех решений и определений этих Соборов. Важно знать, что каждый последующий Вселенский собор, прежде всего, утверждал (после опытного применения), как не зыблемую и непоколебимую истину то, что было постановлено на предыдущем Вселенском соборе. Святой Максим Грек пишет, что на 5-ом Вселенском соборе император Юстиниан сильно просил отцов собора, чтобы предписали в Символе веры вместо Девы Марии читать: Приснодевы Марии, но отцы собора не согласились ввести эту перемену в Символ, как не казалась она благочестивой. Они указали, что: «3-й Вселенский собор запретил прибавлять или убавлять что-нибудь в Символе веры, и его определение должно быть выполнено свято».
Как видим, тут нет, и не может быть никакого места, не силе власти, ни так называемой, весьма модной в наше время, «демократии». Суть дела не в демократии, не в случайно подобранном «большинстве голосов», а в истине, которая, в конечном итоге, всегда торжествует, хотя бы на некоторых и весьма многолюдных соборах эта истина временно попиралась и отвергалась.
Отсюда естественно сделать вывод, что ничего нового, ничего противоречащего постановлениям семи Вселенских соборов никакой новый собор внести не может, и не имеет на это право, как бы не хотелось это современным модернистам, замышляющим созвать 8 Вселенский собор для каких-то обновленческих «реформ» в Церкви. Всякий такой собор, который осмелится, покусится на постановления семи Вселенских соборов, отменить или видоизменить их, в согласии с «духом времени», будет не «вселенским», а новым «разбойничьим собором», и не для кого из Православных христиан, будет не обязательным.
Возвращаясь к образу строительства Церкви, в первой части статьи, вспомним притчу, рассказанную Христом в конце Нагорной проповеди, где говориться о двух домах, построенных, один на камне, то есть на Христе, другой на песке (Мф. 7:24-27).
История подсказывает продолжение этой притчи. Если мы образно представим каждое столетие христианской эры за один этаж (а строительство Церкви, как, выше было сказано не прекращается), то мы с вами являемся участниками или свидетелями (кто как) возведения 21 этажа, так как живем в 21 веке. Из этого следует, что протестанты в своем неистовом порыве начали строительство своих церквей, аж, с 16 этажа, так как принятая всеми дата рождения Реформации – 31.10.1517 года. Ожидается грандиозное празднование пятисотлетнего юбилея. Здесь, как видим, основанием служит, даже не песок, как в притче, а пустота, и получается, что новоявленные церкви, просто воздушные, сказочные замки.
«Зодчие воздушных замков, видя здание свое возвышающимся до небес, любуются и восхищаются этим обольстительным зрелищем: они не любят напоминания евангельской заповеди, возвещающей, что всякому человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне», Святитель Игнатий (Аскетические опыты).
Виктор Халин,
Алматы. Казахстан
Пенсионер. Преподаватель Нового Завета на Вечернем Миссионерско-Богословском факультете (для мирян) при Алматинской семинарии. e-mail автора:halin52@mail.ru сайт автора:личная страница
Прочитано 2118 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
кто такие "Иеговы". Откройте глаза - источник Справочник
По благословению Преосвященного Иоанна Епископа Белгородского и Старооскольского,
Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ
2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы
матрицы
"Экология духа, оккультизм и язычество"
"Новый Акрополь"
"Церковь Адамитов"
"Белое Братство"
"Международный центр космического сознания"
Группы славянского язычества: группа Доброслава
"Экология сознания"
"Движение Грааля"
Последователи учения Карлоса Кастанеды
Ассоциация "Колыбель Сибири"
Центр йоги "Крылья совершенства"
"Семья Детей Бога"
"Ошмарий-Чимарий"
"Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова
"Рэйки"
"Энерсенс"
Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца"
Группа В.Столбуна
"Троянова тропа"
"Церковь Последнего Завета"
"Международный эзотерический центр "Vita"
Некоторые группы религиозного движения "Нью Эйдж"
Группа О.Андреева
Храм "Шеол"
Группа Марии де Эльфана
"Белая экология"
"Стрелы Урилы"
"Удмурт Вось"
Некоторые группы нейролингвистического
программирования
"Школа Диворга"
"Тетрада"
"Орден Храма Солнца"
Центр "Единение"
Бажовцы
Зеленое братство
Школа единения "Всеволод"
"Академия Золотова"
3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной
ориентации
"Ананда Марга"
"АУМ Синрике"
"Радха Соами Сатсангх"
"Брахма Кумарис"
Последователи Бабаджи
"Бахай"
"Шри Чайтанья Сарасват Матх"
Культ Шри Чинмоя
"Международное Общество Сознания Кришны"
"Миссия Божественного Света"
Культ Раджниша (Ошо)
Центр "Униведа"
"Сахаджа-йога"
Культ Сатьи Саи Бабы
"Трансцендентальная медитация"
Тантрические секты: "Тантра-Сангха"
Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности"
"Тоицу Кекай"
"Восточный Дом"
"Белый лотос"
Культ Ауробиндо Гхоша
Центр "Ананда"
4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации
"Богородичный Центр"
"Свидетели Иеговы"
"Церковь Объединения"
"Церковь Откровения"
"Церковь Христа" (Бостонское движение)
"Семья"
"Ревнители истинного благочестия"
Религиозная организация "Традиции, семья, собственность"
Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Секта скопцов
5. Коммерческие культы: "Гербалайф"
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ,
тоталитарная секта) (куда входит и «свидетели Иеговы» - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся
социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя
деструнтивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся
в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц
(руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над
сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и
осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния
неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и
лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и
зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.
То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль дознания
своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления
полного контроля над ними, отнюдь не "плод клеветнических измышлений
профессоров Кондратьева и Полищука", а, к сожалению, является реальностью,
что подтверждается опять же целым рядом весьма авторитетных экспертов и
отражено в целом ряде авторитетных документов, например:
· Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской
Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных
организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996
г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все ею
свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого
подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми
сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации...
широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении
психического и физического ущерба адептам";
· Справочник, выпущенный экспертами Российской Академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с
религиозными организациями Правительства Москвы: "Это связано с тем, что
разработанная Л. Рон Хаббардом "программа очищения" ведет к полному и
безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви";
· Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания
Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных
религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8".- Выпуск 28,
1996 г.);
· Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. No 254 "Об
отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" :
"Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность
и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и
его психику... Саентологи, не имея лицензии, используют методы
гипнотического воздействия на психику человека" ……
Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и
"тоталитарная секта". Сектами можно названо большинство новых религиозных
движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и
это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то
плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее
влияние на традиции пародов, сами постепенно превращаясь в мощные
религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только
какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди
всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых
идет вразрез со светскими законами ("АУМ Санрике", "Свидетели Иеговы",
"Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над
людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть
религиозных объединений деструктивного характера или иначе - деструктивных
религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них,
называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное
объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких
организации хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде
различных громких инцидентов
В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П.
Сербского находятся несколько лиц, совершивших опасные деяния, связанные с
идеями, содержащимися в учениях деструктивных религиозных организации, в их
числе последовательница "Свидетелей Иеговы", убившая своего малолетнего
ребенка
Предвидя взрыв эмоций в среде наших оппонентов по поводу "неэтичности",
"некорректности", "незаконности", "юридической неправомерности" и т.п.
предлагаемых определений, мы отдаем себе отчет в том, что формулировки -
сырые, требуют обсуждения и дальнейшей проработки, что в законе их нег
(должен же кто-то их в закон предложить). Но и закрывать глаза на реальную
действительность, которая сложилась ныне в России, мы не можем. В нашей
стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов
адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю,
соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций,
проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч
человек). В Итоговом документе круглого стола на тему "О соблюдении
конституционного принципа свободы совести", прошедшем 27 декабря 1996 г. в
Палате по правам человека Политического консультативного совета при
Президенте Российской Федерации, приводятся, мягко говоря, не совсем научные
и корректные выкладки (далее - почти дословно) о том, что, если из цифры
13078 (общее количество религиозных объединений в России) вычесть цифру 7195
(количество религиозных объединений Русской Православной Церкви), то
получится число, соответствующее тому количеству деструктивных религиозных
организации, которое приводится в средствах массовой информации, из чего
делается необоснованный вывод, что к деструктивным культам средства массовой
информации относят все остальные религиозные объединения, кроме Русской
Православной Церкви.
Но это - абсолютно неверный вывод, потому что очень большое количество
деструктивных религиозных объединений вообще не регистрируется. И примерами
тому - "Церковь Христа" (в некоторых областях), "Церковь сатаны", "Белое
Братство" и многие другие. Некоторые деструктивные религиозные объединения
регистрируются как общественные организации или коммерческие фирмы. В
Справочнике Российской Академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации в отношении религиозного движения "Бахай" написано
следующее: "В настоящее время в России имеется более 350 общин бахай,
большинство из которых не зарегистрировано". Как сообщила в интервью
областному радио заместитель главы администрации Еврейской автономной
области по связям с общественными организациями Д. Королькова, сегодня
только на территории ЕАО действует не менее семидесяти нигде не
зарегистрированных религиозных организаций самого разного толка и
направлений. По ее словам, многие из них, кроме вреда, ничего другого
принести не могут
Давление со стороны Православной церкви и общественных организаций
Румынии заставило группу "Свидетелей Иеговы" отменить международную
конференцию, которая должна была пройти в Бухаресте. Румынское правительство
сочло проведение конференции неприемлемым. Президент Латвии Гунтис
Улмапис выступил с повой законодательной инициативой, суть которой состоит в
том, чтобы определить ответственность незарегистрированных религиозных
организаций за нанесенный гражданам физический и психический ущерб. Поводом
для письма президента парламенту послужила смерть 17-летней девушки,
последовательницы организации "Свидетели Иеговы", которая по религиозным
убеждениям отказалась от переливания крови. Министерство юстиции Латвии
отказало "Свидетелям Иеговы" в регистрации весной 1996 года. По мнению
президента, соответствующими нормами должны быть дополнены Закон о
религиозных организациях и Уголовный кодекс Латвии
В российских регионах, осознав опасность деструктивных религиозных
организаций, уже начали принимать нормативные акты по ограничению их
деятельности. Одним из первых был подписан закон "О миссионерской
(религиозной) деятельности на территории Тульской области". Он послужил
образцом для принятия аналогичных актов в Тюменской, Рязанской и ряде других
областей. Тверская и Калининградская думы издали сходные постановления (от
21 февраля 1995 года и 11 января 1996 года "О религиозных объединениях,
входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации,
находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации". Законодатели этих областей
запретили регистрацию всех без исключения религиозных объединений, входящих
"в зарубежные религиозные организации". Чуть позже появились ограничивающие
деятельность иностранных миссионеров хабаровский и ярославский законы. Закон
Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповедания", принятый Народным
Хуралом в октябре 1995 года, предоставляет ряду конфессий статус
"традиционных в Республике Калмыкия", устанавливая для них ряд преимуществ, прежде всего право собственности на землю. Работы по
строительству религиозных и ритуальных объектов, в соответствии с указом
президента Чувашской Республики Федорова, будут финансироваться из бюджета
только для "избранных" религиозных объединении (местной епархии Русской
православной церкви и Духовного управления мусульман). В настоящее время уже более двух десятков субъектов Федерации приняли подобные
законодательные акты.
Валентине Петровне Самсоновой посвящается - Леонтий Жидков Сестра-благовестница ездила, что бы проводить служение в родную деревню Ломы Ульяновской области, в этот раз доехать не смогла, умерла прямо на остановке автобуса. "Острая недостаточность коронарных сосудов..." (из медицинского заключения)