«Главное - новое отношение к человеку, новая позиция человека в коллективе, новая о нем забота...» - /А.С.Макаренко/. Е.Примаков произнес речь, которая согрела сердце коллектива. Он говорил: «наши с вами заботы, наши задачи, в нашей среде...».
«А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушают слово, и оно бывает бесплодно» - /Мт.13.22/, … «но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода» -/Мр.4.19 /. Забота держит всех нас в цепких когтях. Как мусор на улице, подхваченный и несомый порывом ветра, она входит к нам в открытое окно будущего. Так было всегда, так будет всегда. Что можно здесь «преодолеть»? В заботе кроются, собственно, два начала. Во-первых, то, в чем ты нуждаешься, о чем ты должен заботиться, то есть содержание твоих забот; и, во-вторых, — твой страх. Да, страх пред неуверенностью в жизни. Человек тем более унижен, связан, даже парализован, тем слабее для осуществления своей цели в жизни, составляющей содержание его заботы, чем сильнее заботящий его страх. Занимайся своим насущным без заботы, тогда ты справишься с ним в три раза лучше. Страх, зреющий в заботе, утомляет душу и вредит делу; так что пусть забота улетает.
«О людях можно заботиться, но нельзя делать за них выбор» - /Горацио Кейн/. Ясно, что первая наша забота здесь — по¬ставить загородки, чтобы по дороге не ездили и не ходили. Говоря простым языком, это значит задержать или совсем остановить тот поток не¬ связных восприятий ежедневной жизни, который назойливо теснится в мозгу, загромождая его всяким хламом. Забота всегда мелочна и близорука, ты погрязаешь в ней. Она хочет скрыть от нас великие, божественные жизненные цели. Забота увязает в мелочах, в жалких «здесь» и «теперь», в расплывающемся и исчезающем. Она — настоящий враг творческого восторга и вдохновения. Она разделяет людей, враждующих из-за своих противоречивых забот. И возникает, как пыль, и распыляет жизнь и людей. Она печется о том, чтобы мы стали корыстными и мелочными. Мы должны научиться ее преодолевать.
«Умственное развитие задерживается мелочными заботами, горшками, квашнями, погаными ведрами и прочей мерзостью. Отринув все это, женщины быстро подвинулись бы вперед, почувствовали бы себя совершенно свободными и счастливыми» - /Н. Крупская/.
Постоянное внимание к новичку, забота о его нуждах, поддержка начинаний, моральное и материальное стимулирование, награды отличившимся, контрольные приезды в команды «Каскада» - все это и многое другое было в числе «повседневных дел» начальника. В древности недаром писали «зобота»: слово это в родстве с древним «зобь» - «пища», с нашим «зоб» - орган, в который птица складывает склеванный корм. Видимо, «забота» некогда означало стремление обеспечить пищей, прокормить. Это вполне естественно: ведь слово «воспитание» тоже тесно связано с «питать», «пища» и значит буквально «прокормление».
Существует специальный психологический приём «бутерброд»: человека окружают особым вниманием и заботой. Между заботой о близком и назойливостью людей, грань очень тонкая. Двое сектантов постоянно держат всестороннюю связь с вербуемым. Чтобы не допустить его критических мыслей в отношении учения. Поэтому после нескольких бесед с сектантами, человек, как правило, соглашается посетить их собрание, на котором к новичку будет применен психологический прием, называемый «бомбардировкой любовью». «Но у него забота не о том, что он должен много трудиться, и не о том, что жизнь его кратка; но он соревнует художникам золотых и серебряных изделий, и подражает медникам, и вменяет себе во славу, что делает мерзости» - /Прем.15.9/. «…а забота – прежде времени приводит старость» - /Сир.30.26/.
Этот прием заключается в том, что к человеку, попавшему на собрание группы впервые, все члены секты относятся с большим вниманием и заботой, постоянно хвалят его и выражают радость от того, что он посетил их собрание. Такое внимание и забота не могут не пленить человека, который еще недавно чувствовал себя одиноким и никому не нужным, поэтому он начинает регулярно посещать собрания, чтобы вновь и вновь ощущать себя нужным и важным. Одинокие люди быстрее других становятся зависимыми от секты, так как их толкают в деструктивный культ не только моральные и психологические, но и социальные причины. В первые десять раз ваша забота приятна, но на трёхсотый можно и в ухо получить. Когда ты заботишься о ком-то, ты хочешь, чтобы они остались. Но иногда, показывая свою заботу, ты позволяешь им уйти, потому, что ничего не даёт.
Если бы только можно было избавиться от забот! Если бы только иметь беззаботную жизнь! Но это, к сожалению, невозможно…. Почему, же это так невозможно? Нужно только преодолеть заботу! Для этого надо лишь немного духовной свободы! Забота не дающее свободы действий это рабство.
«Забота у нас простая, забота наша такая, жила бы страна родная, и нету других забот» - /Л.Ошанин/. Забота - лучшее доказательство любви. Один мудрый целитель сказал: «Самое лучшее лекарство для человека - любовь и забота». Кто-то переспросил: «А если не поможет?» Целитель ответил: «Увеличьте дозу!!!»
«А забота об учении – любовь, любовь же – хранение законов ее, а наблюдение законов – залог бессмертия, а бессмертие приближает к Богу» - /Прем.6.18.19/. Забота о преданных Богу, является наиболее важной частью духовной жизни каждой общины. Вначале, эта забота (система наставников) осуществлялась только в церкви, где преданные - христиане заботились друг о друге, помогая друг другу словом и делом в практике преданного служения. И в течение последующих лет, духовная забота в общине охватывает практически большую часть семьи преданных. Самое важное в отношениях между преданными - создать атмосферу заботы. Надо учиться заботиться о других - не ради положения или известности, не ради того, чтобы зарабатывать на жизнь, содержать квартиру, церковь или прокормить семью. Все это нужно, но в первую очередь нужно бескорыстно помогать, другим развивать сознание познание Духа Святого. Все остальное приложится.
Забота – древне - русское – хлопоты – деятельность человека по добровольному содействию благу другого: оказание помощи и поддержки, создание благоприятных условий жизни, одарение теплом и любовью, соучастие в жизненных ситуациях и т.д. Забота есть труд души и тела, направленный на кого-то другого. Мы должны заботиться о своем внутреннем духовном мире ежедневно, так же, как заботимся о своем теле.
Забота (евр. дэага йагон), в первую очередь беспокойное и гнетущее состояние, связанное с обдумыванием предстоящего поступка или события: «Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь» - /Пс.12.3/, «Тоска на сердце»- /Прит.12.25/; «трепетом и печалью» - /Иез.12.18/. Почему? «Природа вложила в человека потребность заботиться обо всех людях» - /М.Аврелий/.Наряду с этим слово «забота» означает опеку сильного над слабым. Над тем, кто доверен сильному или зависим от него. В этом смысле Бог заботится о Своих /Неем. 9.21;Пс.54.23; 1Пет.5.7, как и обо всем сотворенном мире.
Один из важных аспектов любви, является забота о предмете своей любви. Необходимо сразу оговориться, что стоит различать заботу о другом, как об автономной личности, и заботу, осуществляемую для удовлетворения собственной потребности помогать другому человеку или навязывать ему свое мнение, например, давая советы. Грань между двумя этими видами заботы провести довольно трудно. Но провести эту грань чрезвычайно важно, поскольку она позволяет понять, о какой любви идет речь.
Первой заботой славян в их повседневной жизни и во время праздников был урожай. Недаром главным обрядовым блюдом и во время новогодних праздников, и на свадьбах был хлеб — каравай. На каравае лепили из теста важнейшие символы — плуг, мировое дерево.
Это попытка поставить на руководящую ступень в Церкви человека, который будет отдаваться своему служению полностью. Человек, у которого есть семья, который обязан заботиться о супруге и детях. Может не справиться с ответственностью, которая налагается на пастыря. С древнейших времен на пастырское служение в Церкви старались призывать людей, не связанных браком. Не потому, что они более чисты или более святы, нет. Это некоторая гарантия того, что у человека не будет других забот, кроме его прямого дела - заботы о Церкви. «Но у него забота не о том, что он должен много трудиться, и не о том, что жизнь его кратка; но он соревнует художникам золотых и серебряных изделий, и подражает медникам, и вменяет себе во славу, что делает мерзости» - /Прем.15.9/.
Важная задача религиозных деятелей состоит в том, чтобы проявлять заботу о духовном здоровье общества церкви и стремиться, чтобы оберегать его от негативных факторов: « …и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;» - /Луки 10.30-37/. «Сердце свое он устремляет на то, чтобы изображение было похоже, и забота его – о том, чтоб окончить дело в совершенстве» -/Сир.38.28/. «Помышлять о ней (премудрости) есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради нее скоро освободится от забот» - /Прем.6.15/.
«Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон. Бдительная забота не дает дремать, и тяжкая болезнь отнимает сон» - /Сир.31.1.2/. «…и обремененного заботами обо всем, для не имеющего надежды и потерявшего терпение» - /Сир.41.4/..
Нередко мы имеем дело с заботой как с удовлетворением потребности человека отдавать себя, свои силы, свое время другому. При этом человек искренне считает, что он помогает другому. Вопрос, однако, в том, всегда ли можно подобную активность назвать помощью. Другой стороной эгоистичной любви-заботы можно назвать занятость заботой, то есть превращение заботы во времяпрепровождение, чтобы убежать от скуки и прикрыть пустоту и ощущение бессмысленности собственной жизни громким словом «любовь».
Согласно Отто Кернбергу, выражением способности заботиться об объекте любви является чувство нежности. Нежность выражает любовь человека к другому и является результатом формирования реакции защиты от агрессии. Более того, подчеркивает Кернберг, способность к полному переживанию заботы о любимом человеке (подразумевающей подлинные, глубокие человеческие отношения) предполагает соединение любви и ненависти — то есть толерантности к амбивалентности своих чувств в отношении другого человека.
Ролло Мэй подчеркивает, что забота является необходимым условием развития зрелой любви. Забота, по его мнению, «есть состояние, компонентами которого являются признание другого таким же человеческим существом, как ты сам; идентификация своего я с болью или радостью другого; чувства вины, жалости и осознание того, что все мы зависим от соблюдения общечеловеческих принципов». «Не заботьтесь». Как же жить то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а не заботьтесь. Не томите себя этою заботою, которая съедает вас и день и ночь, и не даёт вам покоя ни на минуту. Забота такая – болезнь греховная».
Мы так закружились в водовороте дел и забот, что не помним; кто мы? Вырвите свою душу хоть на один день в неделю из этой бешеной гонки дел. Отдайте «день седьмой» Господу по заповеди Его. И вы сами убедитесь, насколько упорядочится ваша жизнь. Господь пошлёт благословение на ваши труды, на вашу семью».
Забота. Понимание заботы у римлян раскрывается в лат. tuitio (попечение, забота, защита, охрана) и tueor (смотреть, наблюдать, видеть). Глагол tueor указывает на действия, свойственные взгляду рачительного хозяина, отца семейства, главы фамилии по отношению к подвластным ему лицам, о которых он должен заботиться так же, как о своей земле и о своем имуществе. Это взгляд человека «своего права», римского гражданина, государственного человека, например, Цицерона, для которого превыше всего благо Рима, а «распад и смерть гражданской общины как бы подобны упадку и гибели мироздания». Всеобщее мнение римлян ставило заботу отца семейства о фамильном имуществе и его приумножении в один ряд с такими традиционными ценностями, как деяния, слава и доблесть; по квиритскому праву. Расточитель отеческого имущества приравнивался к умалишенному, и находился под попечительством агнатов.
В немецкой философии термин «забота» (нем. die Sorge) имеет более содержательное значение, чем в быту. Эту традицию начал Гёте в «Фаусте», где забота ослепляет главного героя. В свою очередь, Гёте опирался на античную персонификацию заботы. Наиболее видное место забота заняла в концепции Хайдеггера (работа «Бытие и время»). Для этого философа в заботе соединяются «три модуса существования, три измерения времени». Камю отчасти перенёс философское восприятие заботы на французскую почву, но понимал её менее глубоко, чем Хайдеггер, так как не занимался временным аспектом бытия.
Деятельность человека по добровольному содействию благу другого: оказание помощи и поддержки, создание благоприятных условий жизни, одарение теплом и любовью, соучастие в жизненных ситуациях и т.д. Забота есть труд души и тела, направленный на кого-то другого. В детских сообществах есть девиз: «Труд – забота, а не просто работа». Забота наполняет труд смыслами, придает ему направленность, эмоционально окрашивает. Любой тяжкий или неприятный труд, если он – забота, делается легким и приятным. В основе проявления заботы лежат благие мотивы любви, сострадания, долга, вины или греха. На общественном уровне забота человека о человеке и живом мире проявляется в формах шефства, попечения, меценатства, благотворительности, милостыни. Высший уровень проявления заботы представляет материнская забота о детях и государственной власти о своих гражданах.
«Кроме посторонних приключений, у меня, - говорит Ап. Павел, - ежедневно стечение людей, забота обо всех церквах» - /2Кор.11.28/.
«Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее; она даже упреждает желающих познать ее. С раннего утра ищущий ее не утомится, ибо найдет ее сидящею у дверей своих.
Помышлять о ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради нее скоро освободится от забот, ибо она сама обходит и ищет достойных ее, и благосклонно является им на путях, и при всякой мысли встречается с ними. Начало ее есть искреннейшее желание учения, а забота об учении – любовь, любовь же – хранение законов ее, а наблюдение законов – залог бессмертия, а бессмертие приближает к Богу; поэтому желание премудрости возводит к царству» - /Прем.6.12-20/.
«Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон. Бдительная забота не дает дремать, и тяжкая болезнь отнимает сон» - /Сир.31.1.2/. «Сердце его занято тем, чтобы проводить борозды, и забота его – о корме для телиц. Так и всякий плотник и зодчий, который проводит ночь, как день: кто занимается резьбою, того прилежание в том, чтобы разнообразить форму; сердце свое он устремляет на то, чтобы изображение было похоже, и забота его – о том, чтоб окончить дело в совершенстве. Так и горшечник, который сидит над своим делом и ногами своими вертит колесо, который постоянно в заботе о деле своем. И у которого исчислена вся работа его: рукою своею он дает форму глине, а ногами умягчает ее жесткость; он устремляет сердце к тому, чтобы хорошо окончить сосуд, и забота его – о том, чтоб очистить печь» -/Сир.38.26-28; 33-35/.
«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» -/1Петр. 5. 7/. «Если я, говорит Э.Модерзон, - возложил мои заботы на Него, то у меня их больше нет. Тогда я свободен от них. Теперь это не моё, но Его дело». Более того, в пастырстве над святыми мы также можем убить других. Причина этого убийства, этого бесплодия, — отсутствие любящей заботы. Брат, проводящий конференцию в определённой церкви, может заботиться только о сообщениях, которые он делает; у него нет подлинной заботы о церкви в этой местности. Подобным образом, мы можем посещать семью, чтобы пасти их, но у нас может не быть любящей заботы.
«Не заботьтесь». Как же жить то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а не заботьтесь. Не томите себя этою заботою, которая съедает вас и день и ночь, и не даёт вам покоя ни на минуту. Забота такая – болезнь греховная».
Пока между братьями и Христом нет согласия и желания сообща заботиться о благополучии семьи-церкви, в «Доме молитвы» не будет покоя и радости.
«А знаете, что главное на свете? -
Суметь заботой ближних окружить.
Тогда счастливей будут наши дети,
И старики подольше будут жить» - /Лерик/.
Заботясь о душах других, мы заботимся о своей собственной.
«Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они не искали в ней счастья, но чтобы упражнялись в том» - /Еккл.3.10/, чтобы различными событиями испытывались их различные благодати, а каждое изменение испытывало их упование на Бога» - / Мэтью Генри/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Нужна ли охота на "волков"? - Николай Погребняк Эта статья – Божий ответ на сомнения и печаль: “Почему я потерпел духовное поражение, почему не смог помочь человеку, попавшему во власть греха?”.
И Господь, нет, еще не разъяснил, а только лишь приоткрыл мне духовную суть об истинном и ложном противостоянии церкви бесовскому давлению, о роли служения молитвенного ходатайства и возрождении в церквях даров различения духов и об изгнании злых духов.